Когда ребенок начинает говорить - Портал о здоровье и воспитании детей
Закрыть
Когда ребенок начинает говорить

Когда ребенок начинает говорить

Нас умиляет первый лепет и невнятные звуки, которые издает младенец, мы прислушиваемся к ним и ждем: ну когда, когда уже он начнет говорить хоть что-то? В этом нетерпении есть и необходимость убедиться, что с ребенком все в порядке, он здоров и нормально развивается, и желание поскорее начать с ним общаться на более привычном для нас уровне.

Когда и как ребенок начинает говорить

Существуют ли нормы, когда начинают говорить дети? Да, но, как и все, что связано с развитием ребенка, они носят приблизительный характер. Сам процесс становления речи разделен на несколько этапов.

  • 3-6 месяцев – гуление;
  • 6-10 месяцев – лепет;
  • 10-12 месяцев – первые простые слова, в том числе звукоподражательные;
  • 1-1,5 года – развитие словарного запаса, первые простейшие фразы;
  • 1,5-2,5 года – развитие речи, построение связанных предложений, употребление глаголов и наречий;
  • 2,5-3 года – полное формирование речи, полностью согласованные предложения.

Развитие речи малыша зависит не только от его индивидуальных особенностей, но и в большой степени от окружения, от обстановки, в которой он растет, ведь речь – часть социализации, одно из важнейших средств общения.

В 3 месяца малыш знакомится с тем, что ему доступно, с собственными возможностями, в том числе с движениями языка и губ. Так случайным образом он произносит самые первые звуки после плача. Теперь очень важно разговаривать с ребенком как можно больше. Да, он еще не понимает слов, но он начинает привыкать к звукам речи, происходит неосознанное накопление информации.

К полугоду маленький человечек уже произносит отельные слоги и может повторят их несчетное число раз. Не обольщайтесь, «мама» у него еще не слово, а просто повторяющиеся слоги. Это еще не речь, даже не первые слова, но это уже не случайное звукоизвлечение –малыш тренирует речевой аппарат, осознает его возможности.

Примерно в 10 месяцев появляются первые осмысленные слова, в основном простые, из одного и двух слогов, и к году их может быть уже штук двадцать, включая «би-би», «гав-гав» и другие «звукоподражания», помимо «мама», «папа», «баба» и т.д.

Как понять, когда ребенок начинает говорить первые слова осмысленно? На слух и группы слогов и слова одинаковы, но осознанно ребенок произносит слова в конкретных ситуациях. Например, «би-би», показывая на машину.

К полутора годам словарный запас ребенка постоянно пополняется, выравниваются активный и пассивный словари (то есть слова, которые он знает и которые умеет произносить). Теперь, дорогие родители, мы начинаем говорить первые простые фразы.

С полутора до трех лет процесс развития идет по нарастающей, но не постепенно, а скачками, и к трем годам малыш уже выстраивает полноценные предложения, связанно выражая свои мысли.

Стоит помнить, что и развитие речи, и ее качество не зависят от того, во сколько ребенок начал говорить. Малыш может начать говорить очень рано и активный словарь его будет пополняться быстрыми темпами, но понять его речь могут только люди, которые общаются с ним постоянно, настолько она невнятна и изобилует «своими» словами. С такой же вероятностью возможна и обратная ситуация, когда ребенок поздно начал говорить и обходится минимумом слов, но выговаривает их очень чисто и четко.

Что нужно, чтобы ребенок начал говорить раньше?

Конечно, хочется, чтобы с малышом можно было начать общаться словами как можно раньше. Но не забывайте, что все дети развиваются по-разному. Ребенок должен быть физически готов к тому, чтобы заговорить – у него должен быть достаточно развит речевой аппарат. Есть несколько нехитрых правил, которые способствуют стимулированию развития речи малыша:

  • Как только появилось гуление, разговаривайте с малышом как можно больше, в том числе и на «его» языке, подражая агуканью. При этом ребенок должен видеть, как вы говорите. Так у него будет формироваться связь между движениями губ и звуками.
  • Говорите, обращаясь к ребенку, несложными короткими фразами. Проговаривайте все, что делаете. Например, собираясь его кормить, комментируйте свои действия: «Сейчас положу тебе кашу. Вот твоя ложка»
  • Говорите четко, хорошо проговаривая слова (но не утрируя!). Не забывайте, что постоянное сюсюсканье может не лучшим образом сказаться на развитии речи.
  • Читайте ребенку, рассказывайте стихи, напевайте песенки, рассматривайте с ним картинки в книжках и «обсуждайте», что на них нарисовано. Все это должно быть соответственно возрасту. Для малышей прекрасно подойдут так же игры-потешки, где короткие ритмичные тексты связаны с действием (те же «сорока-сорока» и «ладушки»).
  • Мелкая моторика тесно связана с речью, поэтому больше занимайтесь с ребенком тем, что развивает подвижность пальцев и стимулирующие тактильные ощущения – рисованием, лепкой, перебиранием и раскладыванием мелких предметов, игрой с песком, не забывайте про массаж и «пальчиковые» игры.

Если ребенок не заговорил вовремя…

Разберемся, есть ли причины для беспокойства, если ребенок не заговорил вовремя. Сроки развития речи и ее качество очень индивидуальны, допускаются весьма значительные отклонения в обе стороны. Однако стоит показать ребенка специалисту, если он:

  • К году не делает попыток произносить хотя бы звукоподражательные слова («тик-тик», «му-му»);
  • К полтора годам не реагирует на обращенные к нему слова, не откликается на имя;
  • К двум годам не делает попыток повторять слова за взрослыми, составлять простейшие фразы;
  • К двум с половиной годам не различает цвета, не знает, как называются части тела, не показывает их;
  • К трем годам не понимает смысла простых рассказов из нескольких фраз на отвлеченную тему, не может составить предложение из нескольких слов.

Все эти симптомы еще не значат, что ребенок непременно отстает в развитии или имеет серьезные проблемы со здоровьем, но исключать такую возможность нельзя. А с любой проблемой тем легче справиться, чем быстрее она выявлена.

Дети позже начинают говорить не только из-за медицинских проблем. Причины могут быть разные:

  • Наследственность;
  • Опережение в физическом развитии, гиперактивность;
  • Ребенок слышит мало живой речи, с ним редко разговаривают;
  • Стрессовые ситуации, в том числе напряженные отношения между родителями.

Нередко задержка речевого развития наблюдается и у билингвов – детей, живущих в двуязычных семьях. Ребенок не сразу справляется с ситуацией, когда один и тот же предмет имеет два названия, «папино» и «мамино». Зато потом вполне может заговорить сразу на обоих языках.

Практика показывает, что девочки начинают говорить несколько раньше своих сверстников. Нет четких временных рамок, когда начинают говорить мальчики, но в целом они «укладываются» в общие сроки.

Если речь ребенка развивается значительно медленнее, чем положено, даже с очень большим «запасом» и при этом тщательное обследование у специалистов не выявляет никаких патологий и проблем, требующих медицинского вмешательства, не отчаивайтесь. Продолжайте заниматься с малышом, разговаривайте с ним, не упрекайте за «лень и неумение», будьте тактичны, но настойчивы. Если по всем показателям это здоровый, нормально развивающийся ребенок, он заговорит, наберитесь терпения и выдержки. В конце концов, Эйнштей не разговаривал до четырех лет.